ЧТО Я ВИДЕЛА

ПРОВЕСТИ ВРЕМЯ

“Провести время? Ишь чего захотела! Время не проведешь! Да и не любит он этого! Ты бы лучше постаралась с ним подружиться… Старик бы для тебя что хочешь сделал!..”.

Льюис Кэрролл. “Алиса в Стране Чудес”.

 

 

Он сидел за соседним столом и чистил варёное яйцо. Так внимательно и аккуратно отколупывал кусочек за кусочком яичной одёжки. Делал паузу, приценивался взглядом живописца и вновь принимался за скорлупу.

Терпения не хватило досмотреть, тем более что передо мной на столе красовалась своя живопись - упоительный натюрморт шведского стола: мясные шарики, любимые Карлсоном, крохотные сосисочки, свежайший хлеб с вкраплениями зёрен, лист зелёного салата, масло со специями… Минут через пять я снова взглянула на соседний стол.

Он всё ещё колупал.

“Швед”, - подумала я.

Им спешить некуда.

Чтобы понять философскую несуетливость шведа, ощутить, как необозримо широк размах их часового маятника, надо побывать в “Васе”.

Я уже рассказывала немножко об этом музее одного корабля. Его история необыкновенно интересна.

375 лет назад шведы построили корабль. Строили его долго и тщательно, срубив на плавучее сооружение 1000 дубов (на другие цели эти деревья в стране вообще запретили валить: за дубовую порубку следовал сначала штраф 40 марок, потом – 80, а потом и вовсе смертная казнь), отлив 64 пушки, изваяв и раскрасив почти 500 деревянных фигур и т.п. Наконец настал час выхода этой махины в плавание. Народу собралась тьма, команда взобралась на борт, прихватив домочадцев по случаю праздничка.

Отплыв 1300 метров от берега, “Васа” пошёл на дно.

Его капитан Сёфринг Ханссон, наверное, подумал: “Ничего, сходил по шхерам”. Или что-нибудь в этом роде.

Его сразу арестовали и долго тягали на допросы – не был ли пьян, хорошо ли закрепил пушки и т.д. Следствие шло во дворце шведского короля Густава II Адольфа, чьё династическое имя носил утопший парусник.

Он запретил о досадном и трагическом происшествии распространяться.

Чтоб никаких там усмешливых откровений: “Что случилось с вашим кораблём?” – “Он утонул”.

Наряду с расследованием причин этого молниеносного кораблекрушения (в итоге никого, слава богу, не наказали, не то что за дубы) разные энтузиасты стали предпринимать попытки поднять дубовую скорлупку с балтийского дна. Но тщетно. С тогдашним-то дайвингом, когда водолаз нырял в тяжеленной металлической нахлобучке (реальный водолазный колокол в музее тоже выставлен).

В общем, прошло почти триста лет (пустяк в сравнении с вечностью). Шведы всей страной скинулись и затеяли продвинутые – всё-таки 50-е годы XX века – водолазные работы. Ребята в скафандрах шуровали по балтийскому дну на 32-метровой глубине так самоотверженно и скрупулёзно, что у нас они бы все как один получили Звёзды Героев или уж по Ордену Трудового Красного Знамени точно. Мало того, что они отковыряли из-под трёхвековых наслоений само судно (в малосолёной балтийской воде червь-точильщик не проживает, поэтому дерево сохранилось) – причём после подъёма оно держалось на плаву самостоятельно. Они умудрились поднять всё до последнего матросского рундучка, деревянной бадейки для масла, оловянной офицерской плошки и медной монетки. А также прямо под водой обработать соответствующим образом паруса – и 170 квадратных метров самых старых в мире фор-брамселей, крюйс-марселей и как там их ещё были спасены.

333 года спустя после своего первого и последнего плавания, в 1961-м, корабль был поднят со дна

Потом в течение 17 лет (пустяки в сравнении с 333 годами лёжки на дне) деревянные части парусника обрабатывали беспрерывно консервирующим раствором.

Потом объявили конкурс проектов здания музея. И наконец в 1988 году шестиэтажное здание, над крышей которого гордо торчат мачты, воцарилось на острове Юргорден, пополнив своей уникальной экспозицией этот островной музейный городок. До этого временное пристанище корабля – “Васаварвет” – уже успели посетить больше 10 миллионов человек…

Обойти шесть этажей “Васы” – они опоясывают сам корабль, до которого рукой подать, но не дотянуться, - нелегко. Для этого нужно обладать шведской обстоятельностью и их же отношением к времени. Потому что тут можно виртуально ознакомиться с историей корабля, и кино о нём посмотреть на разных языках, и на голограммы полюбоваться, и заглянуть в десятки закоулков, где стоят витрины с разной атрибутикой (ведь даже одежда в рундуках уцелела) и прочими штучками, имеющими отношение к “Васе” – например, россыпью красок, которыми были раскрашены деревянные корабельные скульптуры, фрагментами такелажа и т.п. И вообще проникнуться шведским духом XVII века, потому что то тут, то там воспроизведены бытовые сценки с гипсовыми и деревянными подданными Густава Васы в натуральную величину.

В общем, давность времени королевский запрет на гласность сняла.

Настолько, что шведы умудрились превратить свой позор – в свою гордость.

На сувенирах, которыми полон магазинчик на четвёртом этаже, - футболках, спичечных коробках, альбомах на всех языках мира, авторучках, монетах и прочем – “Васа” несётся по волнам, подняв паруса.

Время не проведёшь, но с ним можно подружиться…

Самый маленький памятник в мире установлен в Стокгольме. Это малюсенький бронзовый мальчик, чью голову нужно погладить – на счастье. Темечко мальчика блестит, и голова его несколько приплюснута временем - сглажена жаждущими счастья.

Кто-то заботливо надел на неё рождественскую тёплую шапочку.